Гребной винт - часть конструкции лодочного мотора, он состоит из лопастей и ступицы. Основными параметрами винта являются:
- диаметр;
- количество лопастей;
- шаг винта.
Большинство винтов имеет три лопасти, но встречаются и четырехлопастные, на тяжелых судах. Такой винт ставят тогда, когда есть задача развить максимальную тягу и быстро выйти на глиссирование. Диаметр винта определяет, будет ли судно развивать большую скорость (при меньшем диаметре) или сможет транспортировать больший вес. Но основной технической характеристикой является шаг лодочного винта. Это расстояние, которое проходит винт в плотной среде за один оборот, без учета проскальзывания. Измеряется шаг в дюймах (1 дюйм=2,54 см). Как правило, производители винтов стараются подобрать шаг винта так, чтобы при его изменении на 1 дюйм в большую или меньшую сторону двигатель терял или набирал 150-200 оборотов. Это удобно для подбора винта. Шаг винта примерно является аналогом передачи КПП в автомобиле, регулирующие соотношение скорости и крутящего момента. Точно так же происходит и с винтом, если его шаг подобран неправильно, у мотора будет либо переизбыток оборотов, либо он будет захлебываться. Шаг связан с углом наклона лопасти винта. Чем больше угол, тем больший упор создается винтом при вращении. Этот упор переходит в энергию движения, за счет которой и перемещается судно. Чем больше шаг, тем меньше оборотов может развить мотор, и наоборот.
При подборе винта с подходящим шагом нужно опираться на указанные производителем рабочие обороты двигателя. При максимально открытой дроссельной заслонке обороты должны находиться в рабочем диапазоне. На каждый винт производитель наносит маркировку, где указаны диаметр и шаг винта в дюймах. Установив винт с большим шагом, можно увеличить скорость, но немного снизить тягу, и наоборот. Для одной лодки можно иметь несколько разных винтов, отличающихся диаметром и тягой, для различных целей. Правильно подобранный винт обеспечивает хорошую скорость, максимально быстрый выход на глиссирование, а также не слишком быстро изнашивается.
Существуют также винты с изменяемым шагом. Это очень удобно в часто изменяющихся условиях, позволяет не менять винт, а лишь переключить шаг, переходя от неторопливого путешествия в режиме экономии топлива к транспортировке тяжелого груза или быстрой езде на короткие расстояния.